МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7" г. НИЖНЕВАРТОВСКА ХМАО-ЮГРЫ

Квест-игра «Югорская земля - хранительница тайн»


Составитель игры: Разводова Елена Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №7». г. Нижневартовск, 2022г.

Цель игры: активизация познавательной деятельности и бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края, введение в общественный социокультурный оборот доступных материалов археологических исследований, проводимых на территории Югорского края в очной и форме интернет- игры.

Задачи игры:

1.    Повысить мотивацию к познавательной деятельности.

2.    Формировать навыки поиска необходимой информации.

3.    Развивать интеллектуальные способности и стимулировать творческие инициативы.

4.    Знакомить с историческим и культурным наследием Югорского края посредством изучения материалов археологических раскопок Березовского поселения.

5.    Сделать результаты археологических раскопок Березовского поселения более доступными широким слоям населения края.

Планируемые результаты игры:

Личностные УУД: воспитывать у учащихся культуру общения, любовь и уважение к окружающим; развить самооценку; научить анализировать собственные действия и поступки; планировать совместные действия. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выбирать нужную информацию; учиться определять цель деятельности, давать эмоциональную оценку деятельности группы во время игры. Коммуникативные УУД: учить высказывать свою точку зрения обосновывать её, приводить аргументы.

Метапредметные УУД: формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Способ  проведения игры: очный, интерактивная игра.

Участники: все желающие, интересующиеся историей родного края.

Продолжительность игры: 30-35 минут.

Методы и приемы: интерактивная игра, задания тестовые, работа с текстом, работа с визуальной информацией.

 

І этап: Информирование и введение в игру.

Ознакомление с правилами игры. В игре вопросы задает персонаж Лары Крофт.

Описание игры. Квест-игра построена как увлекательный и познавательный маршрут по археологическому памятнику нашего края - Березовскому поселению. Вам необходимо самостоятельно исследовать и найти ответы на задания, которые размещены на плане-карты раскопа. Задания плана-карты отличаются разнообразием содержания. Пройдя все этапы квест-игры, вы будете посвящены в археологи, познакомитесь с основными археологическими понятиями и терминами и материалами археологического исследования Березовского городища - единственного сохранившегося и исключительно информативного археологического источника по истории русского освоения Югры.

Начать путешествие вы можете только с 1 этапа и выполняя задания по порядку, двигаясь согласно плану-карте раскопа. Итогом квест-игры будет посвящение вас в археологи. Необходимо выполнить 15 заданий и пройти 3 уровня игры. Выполнять задания участникам игры помогут подсказки и справочный материал.

Правила игры. Участники игры идут по маршруту, указанному на плане-карте раскопа, обозначенному стрелками от задания №1 до задания №15. Приступать к выполнению следующего задания можно только правильно выполнив предыдущее. Помогут правильно выполнить задания различные подсказки. У участников будут жетоны, которые они могут обменять на ключи-подсказки  в случае затруднения с ответом.

 ІІ этап: I уровень . Открытие ворот в городище (ворота откроются, если будет дано 4 из 5 правильных ответов, подсказок нет, можно проходить неоднократно).

Вопросы по археологии. Найди правильный ответ.

1.Что лишнее в этом списке:

а) бронзовый наконечник стрелы;

б) кремниевое рубило;

в) списки древнерусских летописей.

2. Что такое штык:

 а) слой земли, который снимает археолог во время проведения раскопок, в определённом культурном слое;

б) участок, стороны которого совпадают со сторонами света, на котором проводятся археологические раскопки;

в) один из методов исследования обнаруженного материала.

3. Как учёные могут восстановить внешний облик древнего человека по останкам его черепа и костей:

а) при помощи археологии;

 б) после внимательного изучения письменных источников, в которых дано описание внешности этого человека;

в) при помощи науки антропологии.

4. Что такое шурфовка?

а) составление плана-карты раскопок;

б) небольшие земляные работы;

в) тщательный осмотр местности.

5. Кто из этих людей нашел месторасположение античной Трои.

а) Говард Картер;

б) Хайрам Бингем;

в) Иоган Шлиман.

2 уровень. Открытие ворот в кремле. Открытие произойдет, если будут даны правильные ответы,  на 4 из 5 заданий, к каждому заданию предоставляется справочная информация  и по 2 подсказки. Жетоны можно обменять на подсказки.

Задание 1.

Справочная информация. Археологические памятники многообразны. Общепринято подразделение археологических памятников на два вида: поселения и погребальные сооружения. Большинство археологических памятников принадлежит этим двум видам, но не исчерпывается ими. К другим видам относятся производственные сооружения и памятники духовной жизни. Они могут находиться как в черте поселений (ремесленные мастерские, храмы, алтари), так и за его пределами (горные выработки, каменоломни, капища). Поселение - очень широкое понятие. Им обозначается любые остатки более или менее продолжительной жизни древних людей на одном месте. По устройству поселения можно подразделить на стоянки, селища и городища.

ВНИМАНИЕ ВОПРОС.  Что является главной отличительной особенностью городищ?

Подсказка 1. Древнерусские города имели детинец, античные - акрополь, среднеазиатские - цитадель.

Подсказка 2. По устройству поселения можно подразделить на неукрепленные и укрепленные.

Ответ. Городища относятся к укрепленным поселениям. Главной отличительной особенностью городищ являются остатки ограждающих их валов, стен, рвов или иных фортификационных сооружений. Детинец, акрополь или цитадель-это укрепленные части города, окруженные мощными стенами.

                                                       Задание 2.

Справочная информация.

Культурный слой – одно из основных научных понятий археологии. Место, на котором в течение какого-то времени жили люди, долгое время сохраняет следы их жизнедеятельности. Это выражается в том, что нарушается первоначальный почвенный слой. Растительный покров вытаптывается, сооружаются жилища, очаги, печи, хозяйственные постройки, ограды. Если поселение просуществовало несколько десятков лет на одном месте, а потом было заброшено, то в течение последующих десятилетий остатки поселения постепенно затянутся пылью, различными наносами, зарастут травами и кустарником. Если заложить на этом месте археологический раскоп, то на его стенке (профиле) можно будет выделить 4 горизонтальные полосы (слоя). Все слои будут отличаться цветом.

ВНИМАНИЕ ВОПРОСЫ.

1.Чем, кроме цвета, будет отличаться культурный слой?

2.Каким по счету будет культурный слой?

Подсказка 1. Постепенно накапливается мусор, отходы. Старые жилища ветшают, разрушаются.

Подсказка 2. Самым нижним слоем будет подстилающая порода, или, как говорят археологи, материк.

Ответ 1. Культурный слой будет отличаться наличием культурных остатков – обломков керамики, угольков, уплотненными участками полов жилищ, остатками вещей или вещами.

Ответ 2. Первым слоем сверху будет современная почва, вторым слоем будет культурный слой, третьим погребенная ранее при поселении почва и четвертым будет подстилающая порода-материк.

Задание 3.

Справочная информация.

Культурный слой представляет собой законсервированное время, и поэтому наблюдения за расположением слоев относительно друг друга дают исследователю возможность проследить временную последовательность находок. Если поселение просуществовало на одном и том же месте не одно-два десятилетия, а сотни лет, то, во – первых, культурный слой будет значительно мощнее по толщине. А во-вторых, в нем будут наблюдаться отдельные более или менее мощные напластования и прослойки.

ВНИМАНИЕ ВОПРОС.

1.    О чем нам говорит факт,  если археологи обнаружили на одном месте два культурных слоя и между ними стерильную прослойку - результат естественного образования почвы.

Подсказка 1. На месте длительно существовавших поселений культурные слои достигают иногда внушительной толщины. В центре таких городов как Москва ли Новгород культурный слой имеет толщину 8-9 метров.

Подсказка 2. Стерильные прослойки могут возникать не только в связи с почвообразованием, но и, от изменения уровня рек, движения песков и пыли.

Ответ. Бывает так, что заброшенное на какое-то время поселение возрождается на том самом месте. Тогда между культурными слоями наблюдается стерильная прослойка - результат естественного образования почвы.

Задание 4.

Справочная информация.

Часто в археологической литературе встречается понятие комплекс. Под этим понятием имеется в виду совокупность предметов, найденных вместе (в могиле, жилище, слое.) Сюда же относят и комплекс археологических предметов, предметов, обнаруженных в однородных условиях. Комплексы делятся на закрытые и открытые.

ВНИМАНИЕ ВОПРОС.

1.    К какому комплексу нужно отнести поселение?

Подсказка 1. Закрытым  комплексом называется совокупность вещей, найденных вместе в условиях, когда они оказались в объекте одновременно.

Подсказка 2. Это может быть могила с ненарушенным захоронением, клад и тд.

Ответ. Открытым комплексом является совокупность находок, обнаруженных в условиях, при которых их одновременность остается не ясной, поэтому типичным примером открытого комплекса является поселение.

Задание 5.

Справочная информация.

Археологический памятник очень важно правильно датировать, тщательно изучить, но еще важнее его обнаружить. Помогает обнаружить памятник знания об особенностях протекающей рядом реки, сформированной ею долины и исторических изменениях ее русла. Реки ведут себя по-разному. Например, закон Бэра гласит, что долинные реки постепенно перемещаются в западном направлении. Реки постепенно отходят от восточного низкого берега и одновременно с этим как бы подмывают западный берег.

ВНИМАНИЕ ВОПРОС.

1.    А как река помогает археологам, если ее особенностью будут берега, состоящие  из рыхлых размываемых грунтов.

Подсказка 1. Извилистое направление реки всегда переменчиво.

Подсказка 2. Река подмывает и разрушает всегда вогнутый берег и отступает от выпуклого края, отлагая здесь осадки.

Ответ. Если речной берег состоит из рыхлых и легко размываемых грунтов, то разрушение берега происходит интенсивно, река разрушает берега, на которых могут находиться древние поселения и могильники и обнажая их. Таким путем было открыто значительно количество археологических памятников.

3 уровень. Вопросы по археологическому памятнику «Березовское поселение». Открытие двери в тайную комнату. В тайной комнате вас ждет награда.

Задание считается пройденным, если участник ответил правильно на 2 из 5 поставленных вопросов.

Задание 1. Перед вами фото, на котором изображен самый ранний, схематический план 1701 года, составленный С.Ремезовым. Несмотря на то, что автор никогда не бывал в Березове на нем достаточно точно указано место города, ограниченное с юга и севера буераками. Академик Г.Ф. Миллер, который посетил Березов в 1740 году дополнил его данными о размерах крепости (20-30x30 саженей) и постройках внутри нее.

Укажи, что изображено на карте?

А) крепость с 6 башнями.

Б) крепость с 4 башнями и примыкающий к ней с юга пятибашенный острог.

В) план городища, которое не имело кремля (крепости) и острога.

Задание 2. В культурном слое Березовского городища были найдены такие массовые находки как кости животных, фрагменты керамических сосудов, мелкие фрагменты кожаных изделий, обрывки ткани, веревок, деревянных изделий.

Перед вами фото находок, обнаруженных археологами в Березовском городище. Предположи, что это?

А) костяные шилья

Б) костяные наконечники стрел

В) костяные амулеты, нашиваемые на одежду.

Задание 3. В культурном слое Березовского городища было найдено два десятка шахматных фигурок (деревянные и две костяные). Шахматы в 17 веке были особенно популярны на Севере Сибири. Многочисленные находки шахмат известны и по раскопкам Мангазеи. Но власти часто эту игру запрещали. Предположите почему?

 

А) участники игры играли на интерес;

Б) домохозяйки жаловались властям на то, что мужья проводят много времени за игрой;

В) игру в шахматы считали не богоугодным делом.

(Играть на интерес, значит ставить на кон что-либо –деньги, часы, одежду, другие ценности.)

Задание 4.

Перед вами на фото часть фигурки коня или «коника».  «Коники» стали настоящей сенсацией археологического сезона. В Березовском городище было найдено 5 экземпляров стилизованных фигурок коней, вырезанных из дерева. Аналогичные артефакты известны только из раскопок в Новгороде Великом. В Старой Ладоге и Пскове. В начале двухтысячных «коников» впервые нашли в Сибири на Мангазейском, Старотуруханском и Березовском городищах. Сенсацией стало то, что «коников» в Березове находят больше чем в самом Новгороде. Популярность «коников у русских сибиряков наглядно свидетельствует о преемственности традиций Новгорода в культуре русских старожилов Сибири. Предположите для чего использовались эти фигурки?

А) использовали в качестве дорожного амулета;

Б) использовали в качестве детской игрушки;

В) фигурка коника символизировала домового, ее использовали в строительном обряде.

Задание 5. При раскопках Березовского городища под северным бревном сруба и завалинкой найдены магические строительные приклады: горшок, разломанный на три части костяной гребень и железный наконечник стрелы.

Как вы думаете для чего делали магические строительные приклады?

А) приклады делали в связи с русской традицией приносить жертву домовому;

Б) приклады делали для защиты жилища от пожара

В) приклады делали, чтобы уберечь жилище от набегов кочевников.

Заключительный этап. Перед участниками открываются двери в тайную комнату. Перед ними в воздухе появляется старинный свиток. Лара Крофт его зачитывает.

Уважаемые участники квеста. Поздравляю вас с прохождением всех уровней игры. Своим интересом к науке археологии, желанием узнать новое, упорством в игре вы заслужили право называться юными археологами.

Властью, данной мне квест-игрой, я посвящаю вас в юные археологи.

 

 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Резюме учителя

Елена Владимировна Разводова учитель истории и обществознания Мобильный телефон: 89198407470 Email: elenarazwodowa @ yandex . ru Д...